домашний кинотеатр, акустическая система, стерео система, проектор, экран, усилитель, cd-плеер, blu-ray, сабвуфер, проигрыватель виниловых дисков, вертушка, медиаплеер, Marantz, Onkyo, Bowers & Wilkins, Dali, Luxman

Пермь, ул. Павла Соловьева, 12

+7 (342) 244-05-75,  244-61-67

e-mail: navigatorprm@gmail.com

 

силовые кабеля

Несколько правил здорового питания

 

В любом аппарате есть внутренний, т.н. вторичный источник питания (или даже несколько), обеспечивающий энергией все схемы, в том числе и мощные выходные каскады усилителей, которые, в свою очередь, передают ее в акустические системы. Там же обычно находятся накопительные конденсаторы и стабилизаторы, в значительной степени препятствующие колебаниям напряжения при изменении потребляемого тока и "просадках" сети. И причём здесь подводящий кабель? Оказывается, очень даже причём.

Вклад сетевого шнура в качество воспроизведения может быть самым существенным. Иногда даже гораздо большим, чем межблочных и колоночных кабелей, подставок и других аксессуаров, вместе взятых. И дело не только в радиопомехах, попадающих внутрь аппарата из сети через этот кабель, а в том, как вообще организовано питание вашей стереосистемы или аппаратуры домашнего театра. Но обо всём по порядку.
Основная задача упомянутого выше блока питания - обеспечение электрическим током всех цепей прибора независимо от его режимов работы и колебания напряжения в первичной цепи. Но возможности его не бесконечны, поэтому одним из параметров, характеризующих работу блока питания, является допустимое отклонение входного напряжения, выраженного в абсолютных или относительных величинах, измеряемых в процентах. Допустимое отклонение питающего напряжения для бытовых приборов обычно лежит в диапазоне +5%, и за его пределами изготовитель не гарантирует нормальную работу устройства и выполнения его функций. По отношению к технике HI-FI и High End это означает, что в таких условиях она не может обеспечивать необходимое качество воспроизведения звука.


Какие значения являются допустимыми? В паспортах на аппаратуру такие параметры обычно не приводятся, т.к. изначально подразумевается, что они соответствуют нормам на электрические сети стран, где она будет эксплуатироваться. К сожалению, особенности России не учитываются.
Номинальное напряжение питающей электрической сети в нашей стране принято 220 В. Взгляните на тыльную сторону или в паспорт любого импортного аппарата. Вам повезло, если там указано именно это значение. Многие английские, японские и другие компоненты рассчитаны на 230 В. При допустимом отклонении +5% напряжение составляет в этом случае от 218,5 В до 241,5 В, Номинал 220 В в этот диапазон попадает, и в нормальных условиях проблем для такой аппаратуры возникнуть не должно. Но стоит напряжению в сети упасть всего лишь на 1,5 В, и оно уже выйдет из допустимых рамок. Необходимо также учесть "проседания" сверх всякой нормы в вечерние часы и днём в промышленных районах. Здесь уже гарантии нормального питания аппарата, рассчитанного даже на 220 В, дать нельзя.


Стереосистеме или аппаратуре домашнего театра может потребоваться от 200 Вт и более, т.е. ток потребления составляет от 1 А и выше, что приводит к падению напряжения более 1 В на каждом оме электрического сопротивления. Ещё следует учесть ток, необходимый другим приборам, подключённым к этому участку.
Большое количество плохих электрических контактов между источником напряжения - электрическим щитком и потребителем стереосистемой или домашним театром оборачивается существенным повышением активного сопротивления этого участка. Как следствие, увеличивается падение напряжения на данном участке, которое. в свою очередь, прямо пропорционально зависит от силы протекающего по нему тока. А падение напряжения на проводах приводит к снижению питающего напряжения вашей аппаратуры на эту же величину. Т.е. чем мощнее ваша техника, чем больше она "ест", тем вероятнее снижение уровня питающего напряжения в условиях плохой сети за пределы допустимых значений. В первую очередь это относится к наиболее дорогой аппаратуре, а также класса А. имеющей значительный ток потребления. В таких условиях аппарат не способен выполнять свои функции. Причём это относится не только к энергоёмким приборам типа усилителя но и к другим: проигрывателям компакт-дисков, цифро-аналоговым процессорам и прочим.


В результате часто возникает легко объяснимый парадокс. Аудиофил или "театрал" тратит немалые деньги в расчёте получить от техники требуемую отдачу. Устанавливает её дома, не скупясь на кабели, подставки и другие аксессуары. А потом долго не может понять, почему исчезли чудесные свойства аппаратуры, которые он слышал в салоне, и стоило ли тратить на неё такие деньги. А всё дело в плохой электрической сети.
Как выйти из создавшегося положения?
Необходимо привести электрическую сеть в порядок, чтобы максимально снизить активное сопротивление участка от распределительного щитка на лестничной площадке до каждого блока вашей звуковой и видеосистемы.
В жилых домах питающая сеть устроена в соответствии с действующими строительными нормами и, естественно, с отступлениями от них. Эксплуатируется она с ещё большими отклонениями от норм. В результате мы имеем ущербную сеть, особенно в зданиях старой постройки, описать которую можно лишь приблизительно.
Включается сеть в квартире одним общим рубильником-автоматом. Обычно проводка разделена на осветительную и розеточную части через отдельные автоматы, которые могут быть различной мощности. Каждая часть, в свою очередь, может состоять из групп в соответствии с расположением помещений.


Существует два вида проводки внутри квартиры: открытая и скрытая. Первая встречается в старых домах, деревнях или на дачах. Провода в этом случае крепятся изоляторами или специальными приспособлениями к поверхности стен и потолков. Скрытая же выполняется изолированным кабелем в металлических или пластиковых трубах, которые расположены внутри стен и перекрытий.
В обоих случаях все соединения выполняются скруткой либо открыто, либо внутри монтажных или подрозеточных коробок. Механическая скрутка не обеспечивает хорошего и надёжного контакта, особенно при соединении проводов из разных металлов, например, меди и алюминия.


Вся техника подключается с помощью розеток, патронов, осветительных приборов и т.п., контакт в них с проводами сети осуществляется с помощью винтов и пружинных зажимов. Каждый механический контакт обладает повышенным, по сравнению с кабелем, электрическим сопротивлением. Оно зависит от площади контакта проводников и от надежности соединения, т.е. чем хуже выполнен контакт, тем выше его сопротивление.
Идеальным решением проблемы был бы отдельный подвод сетевого напряжения от щитка к AV-аппаратуре - цельный кусок медного провода сечением не менее 2,5 мм2. Но для этого необходимо обращаться к электрикам, если вы не имеете права самолично распоряжаться коммунальным хозяйством. В ваших же силах - обследовать сеть, точнее участка от щитка до аппаратуры, предварительно ее обесточив. Скрутки проводов желательно пропаять или выполнить соединения с помощью специальных монтажных колодок и приспособлений, которые обеспечивают надёжный и максимальный по площади контакт. Проверить соединения в установочных изделиях Винтовые коннекты подтянуть. Старые или не рассчитанные на большой ток изделия необходимо заменить новыми, отвечающими современным требованиям. При этом желательно запитать каждый блок от отдельной розетки. Если это невозможно, то используйте удлинители и разветвители, рассчитанные на большой ток и обеспечивающие надёжный контакт с электрической вилкой аппарата. Подводящий провод удлинителя должен быть как можно короче, а сечение проводников - больше.
Фильтры типа "Pilot" при этом необходимо исключить. Это также немаловажно, поскольку в силу своей конструкции они малоэффективны для снижения помех, проникающих со стороны сети, и очень сильно помешают полноценному энергообеспечению вашей техники.

Другой возможный способ улучшения питания AV-аппаратуры применение специальных стабилизаторов-фильтров, так называемых кондиционеров. Правда, в этом случае вышеперечисленные меры не повредят общему делу и также будут полезны