домашний кинотеатр, акустическая система, стерео система, проектор, экран, усилитель, cd-плеер, blu-ray, сабвуфер, проигрыватель виниловых дисков, вертушка, медиаплеер, Marantz, Onkyo, Bowers & Wilkins, Dali, Luxman

Пермь, ул. Павла Соловьева, 12

+7 (342) 244-05-75,  244-61-67

e-mail: navigatorprm@gmail.com

 

немного о Головках MM/MC и RIAA

Головки для виниловых проигрывателей MM и MC

Что такое RIAA, MM и MC

  Сочетания букв, вынесенные в заголовок, наверняка вызовут у любителей со стажем приятные ностальгические воспоминания, связанные с концом 70-х — временем пика популярности виниловых грампластинок и аппаратуры для их воспроизведения. Поскольку в последнее время снова появляется интерес к этой технике, мы решили о ней немного рассказать.

  Так что же скрывается за загадочным для многих современных пользователей сообщением о том, что данный аппарат имеет вход корректора RIAA с возможностью подключения головок MM и MC и RUMBLE или SUBSONIC-фильтр? Что же означают эти аббревиатуры и названия? Начнем с истории. Прообразом современной грамзаписи послужило изобретение 120 лет назад практически одновременно французом Шарлем Кромом и американцем Томасом Эдисоном способа механической звукозаписи. Причем Кром изобрел способ грамзаписи, предложив наносить эту канавку в виде спирали на вращающийся диск или цилиндр, а записывающий резец при этом совершал колебания вдоль дорожки. Такая запись получила название поперечной. Эдисон предложил способ глубинной записи, при котором резец совершал колебания перпендикулярно поверхности носителя, то есть по глубине. Технологичность, чистота воспроизведения и простота тиражирования поперечной записи сделали ее основным способом грамзаписи (правда, впоследствии при создании стереофонической пластинки были использованы оба способа). Позднее немецкий ученый Эмиль Берлинер изобрел граммофон. Это устройство имело воспроизводящую иглу, мембрану, ее держатель или тонарм и акустический усилитель звукового сигнала или рупор. Похожий принцип используется и в современных проигрывателях грампластинок. Также Берлинер изобрел способ массового тиражирования грампластинок, предложив использовать гальванический метод получения копий. В качестве материала для грампластинок Берлинер предложил состав, основным компонентом которого была шеллачная смола, а первая грампластинка была изготовлена в 1897 году фирмой Victor в Америке. Этот очень удачный способ записи звука постоянно совершенствовался и достиг своего пика в 70—80-е годы. Но это уже было своего рода лебединой песней механической записи звука, поскольку в это же время начал свое победное шествие новый носитель звука — CD-диск.

   Параллельно с улучшением способа механической записи шло и совершенствование устройств воспроизведения. И то и другое очень тесно связаны и имеют свои особенности, определяемые друг другом. Долгоиграющие пластинки изготовляются на основе винилитовых смол и при весьма совершенных характеристиках имеют ряд технологических особенностей, которые определяют требуемые параметры предварительного усилителя. Для ограничения большой амплитуды колебаний записывающего резца, предотвращения потери контакта с канавкой, а также чтобы не уменьшать плотность записи, низшие частоты ослабляются. А для преодоления инерции резца и снижения уровня шумов высокие частоты усиливаются. Для получения исходного звучания, то есть линейной результирующей частотной характеристики, частотная характеристика канала воспроизведения грамзаписи, естественно, должна иметь обратный вид. Конкретные уровни подъема и спада этих характеристик при записи и воспроизведении грампластинки зависят от ее скорости вращения, которых за всю историю было четыре: 77,92; 45,11; 33,33 и 16,66 об/мин, но в настоящее время используется в основном только 33,33.

   Введенный еще в 1953 году стандарт RIAA (по первым буквам названия Record Industry Association of America) установил нормы на частотную зависимость в диапазоне только 30—15000 Гц. Улучшение качества звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, а также необходимость нормировать частотную характеристику в области частот ниже 30 Гц привели к созданию в 1978 году исправленной и дополненной версии стандарта, получившего название RIAA-78. В 1963 году характеристика была рекомендована в качестве стандарта Международной электротехнической комиссии (МЭК) и вошла в национальные стандарты большинства стран, в том числе и наиболее известные DIN45500 в Германии или ГОСТ 7893-79 у нас.

   Как правило, современные усилительные устройства имеют корректор или, как еще говорят, схему выравнивания характеристики записи с применением рекомендаций RIAA. Сколько было сломано копий в спорах о схемотехнике корректора, лучшие варианты из которой ныне можно найти только в аппаратах High End! В стандартном же Hi-Fi если и можно встретить такую часть схемы, то скорее всего она будет построена вокруг простенького сдвоенного операционника, хотя и с достойными параметрами. Как видно из частотной характеристики воспроизведения корректора RIAA, сигналы низших частот получают значительное усиление по сравнению со средними частотами. Разница на границе частот достигает 20 дБ. При невысоком качестве проигрывающего устройства это, естественно, приводит также к усилению помех от вибраций движущегося механизма вращения грампластинки, проявляющемуся в виде неприятного гула, а при недостаточной развязке корпуса проигрывателя от звуковых колонок может вызвать акустическую обратную связь. Для предотвращения всех этих неприятностей в схему корректора или за ним включают специальный фильтр инфранизких частот, обеспечивающий уменьшение усиления на частотах ниже 20—30 Гц с большой крутизной (12— 18 дБ/октава) — так называемый RUMBLE или SUBSONIC-фильтр.

   Совершенствование грамзаписи шло также и по пути улучшения звукоснимателей — преобразователей механических колебаний иглы в электрические сигналы. За сравнительно короткий срок это устройство превратилось из простой иглы для фонографа или патефона (кстати, изготовляемой не только из металла, но и из специальных сортов дерева) в весьма сложные электронно-механические изделия, многие из которых можно рассматривать как своего рода произведения искусства. Не вдаваясь в сложные технические объяснения, можно сказать, что современные головки звукоснимателей различаются по принципу преобразования механических колебаний иглы в электрический сигнал и физике процесса преобразования. Те звукосниматели, которые нас интересуют, — магнитные головки — подразделяются на головки с подвижным магнитом (moving magnet), или MM-головки, и на головки с подвижной катушкой (moving coil), или MC-головки. Они имеют следующие преимущества: широкий диапазон воспроизводимых частот (до 45—50 кГц при неравномерности 1—2 дБ), малую прижимную силу (менее 15—20 мН), большую гибкость подвижной системы, хорошее огибание канавки грампластинки, достаточное разделение между стереоканалами, значительно меньшие нелинейные искажения, а самое главное — несравнимо лучший звук. Имеющиеся недостатки — низкая чувствительность, необходимость корректирующего усилителя, чувствительность к магнитным полям — с лихвой перекрываются их достоинствами. Основные отличия в их устройстве состоят в следующем:

  •   В MM-головках с иглой механически связан постоянный магнит, и электромеханическое преобразование осуществляется за счет колебаний иглы и связанного с ней постоянного магнита относительно неподвижных катушек индуктивности. А в MC-головке с иглой механически связаны катушки индуктивности и преобразование осуществляется при их колебаниях относительно неподвижного постоянного магнита. Технологические ограничения, возникающие при изготовлении этих головок, определяют их сравнительные достоинства и недостатки.
  •  В ММ-головке недостатком является необходимость использования магнита с большой магнитной энергией и небольшой массой для увеличения чувствительности головки и ее верхней граничной частоты, и возникающие при этом нелинейные искажения выше, чем у MC-головок. Но очень важное достоинство MM-головки — легкость замены изношенной иглы. Преимущество MC-головки — небольшая масса подвижной системы (и следовательно, хорошая гибкость) при небольшой величине нелинейных искажений, а недостатки — низкая чувствительность (из-за ограничения числа витков катушек) и, что более существенно, невозможность замены изношенной иглы.
  •  Кроме того, стоимость MC-головок существенно выше MM-головок. Но в системах, где главное — качество звука, более предпочтительна MC-головка.

  Наблюдающееся в настоящее время возрождение интереса к забытому «винилу» имеет некоторые объективные предпосылки. По мнению многих экспертов, цифровая обработка звука в CD-диске придает ему чересчур «холодное», как говорят, дигитальное звучание в отличие от грампластинки, звучание которой считается более теплым и естественным. Также растет качество как самих грампластинок, так и проигрывающих устройств. А в производственных программах ряда известных фирм появилось новое направление — точное воспроизведение удачных моделей прежних лет. Например, фирма Marantz выпустила точную копию знаменитого предусилителя Model 7, которая имеет три стандарта коррекции: RIAA, Old Columbia LP и 78 об/мин.

Владимир Болотников

Журнал «Stereo&Video» N11 1997 г.


перейти в каталог Аксессуары для винила

перейти в каталог Головки звукоснимателя/картриджи

перейти в каталог Тонармы

перейти в каталог Фонокорректоры

немного о настройке винилового проигрывателя

скачать полный каталог Pro-Ject

перейти на сайт Pro-Ject